Просмотров: 562

Смысловое значение фотографии

Художественному произведению фотографий тут — этому символу нельзя приписывать значения в семантическом смысле понятия «значение». Его смысловое значение находится в плане чувственных восприятий, и абсолютная невозможность четкого толкования — даже если мы имеем дело с произведениями одного единственного автора — принадлежит к наиболее положительным и гуманистическим чертам художественных произведений. Вопрос «что хотел этим автор выразить?» оказывается совершенно несущественным, так же, как если речь идет о любой реальной действительности.

Реальная действительность есть реальная действительность, в какой бы форме она ни выступала: в форме материальной, естественной действительности или художественного произведения, которое мы можем воспринимать также, как любую другую действительность. Оценка действительности и ее смысловое значение — это две несравнимые вещи: оценка определяется нашим отношением к жизни и явлениям, смысловое же значение дано совокупностью всего нашего бытия, всех наших жизненных сил. Диалектика восприятия произведения является отражением диалектики создания произведения. Только в этом и заключается наиболее выразительная общественная функция искусства, возрождающая подавленные жизненные силы человека.

Это, конечно, не означает, что искусство не может дополнять объективную картину мира, в которую входит не только общественно-историческая картина, но и картина природы и всего, что с ней связано, а значит, и мир человеческой личности, без которой были бы непознаваемы и общественно-исторические закономерности, и закономерности явлений природы в той мере, в какой природа должна служить человеку. Общая картина человеческого мира немыслима без искусства, которое делает его зримым и укрепляет структурное познание мира.

Поскольку искусство — а значит, и фотография — представляет новую человеческую действительность, то оно одновременно является и не является средством общения. Оно просто существует. Его возникновение было, конечно, обусловлено потребностью общения. Но его интерпретация и смысловое значение определяются теми же факторами, какими определяются интерпретация и смысловое значение любой другой человеческой действительности: отношением человека к реальному миру и его явлениям.

Знак в художественном произведении не является знаком в семантическом смысле слова, так же, как и символ: все зависит от зрителя, способен ли он ориентироваться в своем мире, в своих чувствах и переживаниях. Если он будет способен, то колеблющаяся стрелка значений художественных произведений-символов будет сама за него играть для него роль ориентира, без которого он мог бы сам в себе заблудиться.