22 | 08 | 2017
Глубокий Татарский след - Просветитель
Автор: Administrator   
25.10.2010 13:26
Индекс материала
Глубокий Татарский след
Стараниями Абдулвали
Просветитель
Поэт
Музыканты и артисты из провинции
Коллекционер
Учёный
Троицкое Сокровище
Все страницы

 

Просветитель


В истории нашего города «татарский след» оставили многие публицисты, поэты, врачи, рели­гиозные деятели, просветители. 105 лет назад, в августе 1902 года, в Троицк был переведён заведую­щим 2-классным русско-татарским училищем Лутфулла Калимуллич Абдулгазизов. По свидетельству знавших его, это был человек, абсолютно преданный своему делу. Он рос в крестьянской семье в деревне Саракташ Оренбургской губернии. Его тяга к знаниям была так велика, что отец отправил сына в татарскую учительскую школу в Оренбург, чтобы избавить от тяжёлой участи крестьянина. Лутфулла с оценкой «пять» по всем предметам окончил школу и получил звание учителя начального татарского училища. Его назначили в Метелёвское русско-башкирское училище Челябинского уезда. Он проработал там 8 лет, а потом по настоянию отца вынужден был вернуться в Саракташ, чтобы помочь ему по хозяйству. Но без любимой работы он долго оставаться не смог, хотя сыновний долг не позволял ослушаться отца, который бы не понял его, вернись Лутфулла к своей работе. Пришлось идти на хитрость: Лутфулла тайком направляет письмо инспектору инородческих школ Оренбургско­го уездного округа Катаринскому с просьбой назначить его в одну из школ. В ответ пришел вызов на работу в Серменёвское русско-башкирское училище, что в Белорецкой волости Верхнеуральского уезда. Против официальной бумаги отец пойти не посмел. После семи лет работы Абдулгазизова пе­реводят в Троицк. Это был уже опытный, по-настоящему народный учитель, педагог-творец. Он шаг за шагом создавал свою методику преподавания русского языка, сопровождая теоретический матери­ал наглядными пособиями. В его классе стоял шкаф, набитый гуттаперчевыми фигурками животных, рыбок, фруктов. Он подготовил руководство, в котором дал разработку ста уроков, назвав его «Пер­вый шаг к сознательному усвоению русской грамматики для инородческих детей». Правда, всё это не было издано, но в первой книге «Вестника Оренбургского уездного округа» была опубликована его статья «Обучение русской разговорной речи в русско-инородческих школах». Его работа осложнялась тем, что многие родители из числа татар и башкир неохотно отдавали своих детей учиться. Но сам Абдулгазизов использовал любую возможность узнать что-то новое. Дважды: в 1892 и 1893 годах в Оренбурге он прослушал летние курсы по садоводству, пчеловодству и огородничеству, а потом на практике применял эти знания. В Метелёвской и Серменёвской школах им были созданы фруктово-ягодные сады. Среди башкирских крестьян он пропагандировал знания, прививал им основы разве­дения садов и огородов.
Уже за время работы в Троицке он прослушал курсы по бухгалтерии, а затем организовал для молодёжи бухгалтерские курсы при русско-татарском училище, так как с развитием торговли и про­мышленности росла потребность в грамотных кадрах. Когда троицкая общественность отмечала 25-летие педагогической деятельности Лутфуллы Абдулгазизова, среди поздравлений были и от его быв­ших подопечных с бухгалтерских курсов, в том числе одно даже из Сербии.
На торжествах по случаю юбилея много говорили о его благотворительности, о том, что он обучал детей, прививая им любовь к русскому языку, приобщая к русской культуре. Его коллеги из русских училищ в своем приветствии написали: «Эта деятельность... очень трудная и чрезвычайно
cartinответственная как пред Богом, так пред людьми и собственной совестью была для Вас тем труднее, что народ, среди которого Вы работаете, окутанный тьмой невежества, с трудом понимает нужду в просвещении...
Побеждая на своем пути все препятствия терпением, пре­данностью делу и любовью к детям,... Ваши труды ведут тём­ный, невежественный народ к светлому будущему... Ваша речь, дышащая искренней убеждённостью и практичностью, ободряет уставших и робких».
В 1900 году Лутфулла Калимуллич Абдулгазизов был на­гражден медалью «За усердие». Об этом его известил инспектор народных училищ Верхнеуральского района Оренбургской губер­нии М. Лебединский: «Государь император в 20-й день декабря 1900 года Всемилостивейше соизволил наградить Вас серебря­ною медалью на Александровской ленте, с надписью «За усер­дие», для ношения на груди».
В 1906 году ему присвоено звание личного почётного граж­ данина. А когда 30 октября 1913 года Лутфулла Абдулгазизов скончался от туберкулеза легких, все ощутили огромную потерю. В день его похорон во всех школах Троицка были отменены занятия. Проститься с ним пришел весь город — так велико было уважение к этому человеку.
В наследство своим детям он передал лучшие свои качества: тягу к знаниям, уважение к родному народу и той культуре, носителями которой были люди иной веры. Два его сына и одна дочь пошли по стопам отца. Старший сын Нигматулла, окончив в 1918 году гимназию, работал в Троицком отделе народного образования, затем был переведён в Челябинск. Работал там с 1923 по 1929 год директором татарской школы № 7 им. Некрасова. Переехав в Уфу, был завучем в образ­цовой школе, преподавал русский язык в Башкирском медицинском институте и лесотехническом техникуме. А ещё он занимался переводом на русский язык произведений башкирских писателей и поэтов. Перевёл автобиографическую повесть Мажита Гафури «На золотых приисках поэта». Бес­хитростные слова о нелегкой участи шакирда медресе «Расулия» во время летних каникул запада­ют в душу: «Тихо и тоскливо стало в опустевшем медресе. Здесь остались только самые бедные, которым и идти-то некуда.
Зимой мы ещё перебивались кое-как: прислуживали богатым шакирдам (ученикам), помогали им одолевать науку, варили им обед, кипятили воду... В прошлом году летом мы разбрелись кто куда. Тогда я кашеварил на заимке одного троицкого богача. Богач был щедр только на работу, мне при­ходилось ежедневно выпекать для рабочих две квашни хлеба, варить обед, раза три в день ставить огромный самовар, да вдобавок еще доить коров».
В общем нелёгким был путь будущего народного поэта Башкирии, поэта-просветителя к славе и известности. Русский читатель узнал об этом благодаря талантливому переводу, сделанному одним
из потомков педагога Абдулгазизова. Учителем стал и второй его сын — Зайнулла, который до конца своей жизни (1958 г.) был директором 7-й татарской школы. Несколько раз он избирался депутатом городского Совета.
Примеру отца последовала и дочь Лутфуллы Калимуллича — Рауза, которая стала автором учеб­ника для учеников 4-х классов татарских школ, а после введения новых программ — учебника для 3-х классов «Родная страна». Она была членом Союза журналистов Татарии, участвовала в работе женского журнала «Азат хатын», комитета фонда мира. Так что общий стаж педагогической деятель­ности династии Абдулгазизовых составляет более ста лет. А если учесть стаж работы учителем млад­шего брата Лутфуллы — Абдуллы Абдулгазизова, расстрелянного НКВД в 1932 году, трех сыновей младшей дочери Галии Лутфулловны (все они стали профессорами, докторами наук), то эта цифра значительно увеличится.
Один из потомков этой династии Роберт Искандерович Нигматуллин — академик Российской академии наук — по приглашению Сибирского отделения РАН с группой учеников и единомышлен­ников ездил в Тюмень, организовал там академический институт и кафедру в университете. Потом возглавил Уфимский научный центр РАН и Академию наук Республики Башкортостан. Читал лекции в Сорбонне, в одном из политехнических университетов Нью-Йорка. В декабре 1999 года был избран в Государственную думу. Этот человек энциклопедических знаний считает, что люди должны уважать убеждения и духовные ценности своих предков, воспитывать в человеке гармоничное сочетание ощу­щения собственной национальной принадлежности с многоэтничностью. Он пишет: «Я себя ощущаю и татарином, и башкирином, и русским... Национальное чувство должно сводиться к чувству долга перед своим народом и обязанности передать его язык и духовные ценности детям».
Его девизом стали слова А. Твардовского: «Нельзя прожить без правды сущей». Но Роберт Ис­кандерович добавляет: «Миллионы людей живут без правды. Но страна благополучно без правды жить не может. Более того, одной правды недостаточно. Нужна еще любовь к Родине, любовь к «оте­ческим гробам». С этой любовью жили его деды и прадеды. С нею живёт он сам.

 



Обновлено 18.11.2011 10:57
 
Новое на сайте
  1. Портсити - новый сайт о городе. Справочник о Транспорте.
  2. 3D карта Троицка
Запись на прием врачу

Актуальное видео


Праздники

Праздники сегодня