17 | 10 | 2017
"Православные храмы Троицка" - Церкви Казанско-Богородицкого женского монастыря PDF Печать E-mail
Автор: Administrator   
20.10.2010 05:00
Индекс материала
"Православные храмы Троицка"
Предисловие
Свято-Троицкий собор
Дмитриевская церковь
Михайловская церковь
Гимназическая церковь
Александро Невская церковь
Александро-Невская часовня
Ильинская церковь
Церковь «Всех скорбящих Радость»
Церкви Казанско-Богородицкого женского монастыря
Свято-Троицкая церковь
Все страницы

 

В. И. Горбунцова, Е. Д. Королева, Л. Д. Назаркина

 

Церкви Казанско-Богородицкого женского монастыря

Церковное строительство на территории Казанского женского монастыря неразрывно связано с основанием и существованием са­мого монастыря в г.Троицке. Следуя указанию Преосвященного Иосифа, сестры женской об­щины во главе с Вассой Щапиной, жившие до того в Чебаркульской крепости, обратились с просьбой в троицкую городскую думу выде­лить им 600 кв. саженей (2,7 тыс. кв. м.) земли около православного кладбища, поблизости от часовни (1).
Обитель обустраивалась при покровитель­стве и участии протоиерея Троицкого собора Димитрия Озерецковского, его супруги Евдо­кии Иоакимовны, благочинного священника Петра Сементовского. Городские власти 20 ок­тября 1851 г. выделили общине просимый зе­мельный надел. Благочестивые прихожане под­держивали будущий монастырь своими денеж­ными пожертвованиями. Известно, что купец 2-й гильдии П. Бакакин внес 3 тыс. руб. сереб­ром при условии, что храм будет устроен при часовне и будет именоваться во имя Казанс­кой иконы Божией Матери (2). Согласно указу Святейшего Синода от 15 февраля 1862 г. тро­ицкая община получила официальное утверж­дение и вошла в состав Оренбургской епархии. По высочайше утвержденному 28 августа 1865 г. определению Синода община была переиме­нована в Казанский нештатный монастырь (3).
Уже к концу XIX в., благодаря неустанным трудам иасельниц, монастырь стал одним из почетных и богатых монастырей Оренбургс­кой епархии. Монастырь посещали августей­шие особы. Так, 6 июня 1868 г. монастырь по­сетил великий князь Владимир Александрович в сопровождении графа Перовского и оренбур­гского генерал-губернатора Н.А. Крыжановского. Игумения монастыря Магдалина поднесла ему Казанскую икону Богородицы.
Летом 1891 г. будущий император, а тогда наследник престола Николай Александрович, путешествуя по России, посетил Троицк. 22 июля цесаревич побывал в монастыре и был принят с великими почестями. После кратко­го молебна в Преображенском храме ему были поднесены Казанская икона Божией Матери от игумений Казанского монастыря Рафаилы и Одигитрисвская икона от игумений Челябин­ского Одигитрисвского женского монастыря Рафаилы (4).
В монастыре было три каменных церкви. Старейшая из них - во имя Казанской иконы Божией Матери. Поначалу это была небольшая часовня, построенная в 1841 г. на православ­ном кладбище благодаря стараниям троицко­го купца И. Зарубина на средства, оставленные по завещанию членом троицкой таможни Соколовичем. (3 тыс. руб.). В 1852 г. община мо­нахинь перестроила часовню и устроила в ней небольшую церковь, которая была освящена 20 июля 1858 г. (5).

Казанская церковь была однопрестольная, без колокольни. Внутри и снаружи оштукатурена, покрыта железом, с одними входными две­рями с западной стороны, для зимнего отопле­ния были поставлены две печи. Разными лица­ми было пожертвовано шесть колоколов, из них большой колокол (98 пуд. 20 фун.) - дар купцов Анисима и Трофима Крюковых (6).
Строительство нового храма на территории монастыря было задумано в 50-х гг. История со­здания этого храма и его проекта такова. Первоначально на городском кладбище планировалась постройка церкви в честь Преображения Господ­ня для отпевания усопших. На кладбище распо­лагалась Казанская часовня, которая в 1852 г. была отдана в распоряжение монашеской жен­ской общины и перестроена в небольшую цер­ковь. Из-за этого строительство Преображенс­кого храма по первому проекту было отклоне­но, а в 1 863 г. начались работы, но уже по друго­му проекту. Старый проект использован для воз­ведения церкви Александра Невского в с. Клястицком. В 1861 г. купец Петр Татаринов выра­зил желание и усердие построить новую цер­ковь, пожертвовав на это 6 тыс. руб.
Постройка церкви была разрешена указом Святейшего Синода от 16 июня 1862 г., а заклад­ка храма проведена 9 июня 1863 г. протоиере­ем Троицкого собора Г. Аманацким. В сентябре 1863 г. купец Татаринов неожиданно умер и все работы по устройству храма приняла на себя игумения Магдалина. Известно, что церковь Преображения Господня сооружена на частные пожертвования троичан и особенно купеческо­го сословия: купец Иван Васильев пожертвовал 10 тыс. руб., купеческая вдова Екатерина Бакакина - 6 тыс. руб., жена куга (а Татаринова Екате­рина - 2,3 тыс. руб., пожертвовал средства и го­родской голова В. М. Пупышев. Возводили храм в течение четырех лет (1863-1867 гг.) вместе с подрядчиком М. Рукавишниковым 12 рабочих из Нижегородской губернии, считавшиеся тог­да лучшими мастерами каменных дел (7).

Это был самый большой храм Казанского монастыря, он представляет собой классический образец крестово-купольного храма. Особен­ность его - устремленность вверх, которая дос­тигается за счет преобладания высоты здания над шириной и длиной, благодаря этому строение лишено тяжеловесности. Преображенская цер­ковь — самая высокая в городе, располагаясь на монастырской возвышенности, храм приобрета­ет вид маяка, далеко заметного вокруг.
5 июня 1867 г. были установлены пять вы­золоченных крестов, из которых четыре чугун­ные на малых главках и один большой медный крест стоимостью 700 руб. на главном куполе. Резной золоченый трехярусный иконостас из 26 икон был заказан в 1866 г. купцу Безрукову за 5 тыс. руб. 6 июня 1870 г. из Уфы были дос­тавлены иконы, написанные художником Мат­веем Тимашевским. В куполе были прописаны четыре парящих ангела. Освещался храм мед­ным посеребренным паникадилом, был бога­то украшен иконами (их было 89) и серебря­ными лампадами (8). Храм был торжественно освящен 1 октября 1870 г. (9).
Так как этот храм был летний (богослуже­ния совершались от Пасхи до Покрова), то в 1874 г. игумения Магдалина получила разре­шение на постройку новой церкви во имя ико­ны Пресвятой Богородицы «Живоносный Ис­точник». При многочисленном стечении наро­да 8 сентября 1874 г. состоялось освящение места для храма и закладка его. 1 октября 1879 г. церковь освятили, построена она была также на благотворительные средства. Однако цер­ковь была маловместительная, сырая и холод­ная, поэтому в 1901 г. по ходатайству игуме­ний Феофании церковь была разобрана, напо­ловину расширена пристройкой двух приде­лов и колокольни. Главный престол был освя­щен 1 октября 1903 г. по разрешению Преос­вященного епископа Владимира и переимено­ван во имя Казанской иконы Божией Матери. Правый придел был освящен во имя «Живоносного Источника» Божией Матери 1 ноября 1904 г., левый - во имя святителя Николая 7 июня 1905 г. «При перестройке церкви иконы главного иконостаса заново переписаны живописками сестрами монастыря и...покрыт ку­пол храма, придельные иконостасы пожертво­ваны благотворительницей купчихой О. К. Першиной, иконы пожертвованы московскими и пр. благотворителями» (10).

При этой церкви числилась и первоначальная церковь-часовня. В целом новая Казанская церковь была ре­шена в неорусском стиле. Ее главный купол и колокольня были покрыты приземистыми шат­рами, которые переходили в глухие барабаны с небольшими главками. Вопреки сложившим­ся традициям 4 малые главы были крупнее, чем центральный купол. Небольшие главки венча­ли также приделы и алтари. Купола всех мона­стырских церквей были выкрашены зеленой масляной краской.
Церковь была зимней, т. е. теплой, благода­ря калориферному амосовскому отоплению. Печи находились в подвале, от них горячий воздух нагнетался в помещение, быстро нагре­вая его, церковь была невысокой, потому эко­номичной в отоплении.
При игумений Рафаиле на монастырском хуторе, в 14 верстах от города, сначала была устроена часовня, затем в 1886 г. построена цер­ковь пророка Илии, освященная в 1888 г. Цер­ковь была деревянная, одноглавая, с колоколь­ней, покрыта железом, наружная поверхность опалублена. В1896 г. она была окружена камен­ной оградой с железной решеткой и воротами (11). В 30-е годы XX в. церковь сгорела.
Последней храмовой постройкой, осуще­ствленной стараниями игумений Феофапии и сестер монастыря, стала часовня во имя ико­ны Божией Матери «Троеручица». Она распо­лагалась на углу Соборного переулка и Ниже­городской улицы (ныне угол улиц Володарс­кого и Советской).
Здание построено «на доброхотные пожер­твования благотворителей, на пожертвованном монастырю в городе строительницей монас­тыря Протоиерейшей Озерецковской месте» (12) и освящена 1 октября 1911 г. Часовня была построена как небольшое молитвенное здание с магазином для продажи культовых предме­тов. С востока и юга к часовне примыкали зда­ния мастерских, где стегали одеяла наемные ра­ботницы и белицы.
Здание часовни представляет собой само­бытное строение с элементами неорусского стиля, украшенное узорными стенами и зако­марами, оно завершается сложнопрофильным шатром с высоким барабаном и куполочком.
«Церковь-часовня - зданием каменная, двух­этажная, одноглавая, без колокольни, длиною и шириною 16 кв. саженей (73 кв. м., — авт), внутри оштукатурена и обелена известью, сна­ружи кирпичная, покрыта железом и окрашена зеленою краскою, с деревянным полом и кирпичным потолком на рельсах как наверху, так и в нижнем помещении для сторожей. Крест на главе чугунный, прорезной, золочен на мардане. Входов в церковь имеется два с западной стороны, двери во входах двойные: внутренний полустеклянныя, наружный обиты листовым железом, окрашены зеленой масля­ной краской, при входах два открытый крыль­ца со ступенями и площадками из дикого кам­ня и железными решетками». Здание отапли­валось двумя печами (13).
Иконостас был деревянный, с позолоченной резьбой, одноярусный и состоял из 3 больших и 5 маленьких икон: в середине храмовая ико­на Богоматери «Троеручица» афонского пись­ма, живописная по дереву на золоченом фоне в багетной раме. Справа - икона великомуче­ника Пантелеймона, слева - великомученика Георгия. По стенам развешены иконы препо­добного Сергия, Казанской Божией Матери, «Троеручицы», Николая Чудотворца и др. (14).
При часовне была налажена продажа крес­тиков, образков, Троицких листков, еженедель­но по четвергам монастырским причтом в ней совершался молебен с акафистом пред иконой Божией Матери (15).
Именно эта часовня стала последним молит­венным прибежищем обитательниц монасты­ря. 27 июня 1927 г. был подписан акт «о ликви­дации церквей бывшего монастыря Казанской, Преображенской и часовни (старая Казанская церковь), расположенных при Воснгородке Кавбригады» (кавалерийской) (16).
Вскоре троицкий окрадмотдел сообщает Уральскому обладмотделу, что «два монастыр­ских храма и Ильинская церковь на Совхозе №1, первые 15Ж с. г., вторая 24.Х. с. г. закры­ты, имущество сдано в госфонд, храмы пере­оборудованы под культурно-просветительские нужды учреждения» (17).

Чтобы борьбе с Православной Церковью, ее служителями и верующими придать «народ­ный» характер, власть использовала практику проведения собраний трудовых коллективов, учебных заведений, общественных организа­ций, требующих закрытия храмов и запрета ре­лигиозной жизни. Вот какое постановление записали курсанты полковой школы 47-го ка­валерийского полка в протоколе своего собра­ния 7 июля 1926 г.:

1. Присутствие двух церк­вей, усиливших службу и мешающих своим по­стоянным звоном нашей службе, не допустим.

2. Производство похоронного обряда в цер­квях в течение двух-двух с половиной часов, над привезенными покойниками, — крайне не допустим, т.к. покойник — распространитель заразы, а рассадник всяких болезней необхо­димо изгонять железной метлой.

3. На почти ежедневные службы ходит вся­кая публика — среди них могут быть и шпио­ны. Попы, являясь шпионами-агентами наших классовых врагов — постоянно снуют в воен­ном городке. Живущие в монастыре монашки могут быть тоже шпионами.
4. Расстрел чехословаками наших братьев-красноармейцев, укрывшихся в одном из ски­тов монастыря и выданных монашками. Выра­жаем свое красноармейское негодование и настоятельно требуем от командования полка ходатайства о закрытии этих «памятников» тя­желого ига угнетения, а тем самым дать нам воз­можность спокойно учиться и крепить мощь СССР. Долой церкви! Да здравствует культурная работа!» (18).
В июле 1927 г были переданы «в бессрочное пользование из ликвидированных церквей пред­меты религиозного культа общине верующих при часовне во имя Божьей Матери Тросручицы». В документах она стала именоваться храм-часовня, иногда «Казанской» - по названию Казанско-Богородицкой общины. В списке вещей церкви-часовни значится 71 икона (19).
Духовенство монастыря, часть сестер под­держали обновленчество и организовывали церковную жизнь совместно с Троицким со­бором и Михайловской церковью (20).
Для ограничения деятельности религиозных обществ, их закрытия органы Советской власти использовали различные способы и основания. Так, 18 января 1930 г. административный отдел горисполкома предложил приходскому совету Качанско-Богородицкой общины «освободить помещение (храм-часовня «Троеручица») за от­сутствием законных оснований для пользования...Т. к. заключенный Договор не оформлен надлежащим порядком» (21). Несмотря на по­пытки общины исправить положение, 3 февра­ля 1930 г. религиозное общество верующих «часовни-Троеручицы» было закрыто «согласно по­становлению ВЦИК и Уралоблисполкома», помещение было передано в ведение горместхо-за, колокол изъят в Госфонд (22). Монастырс­кую общину в полном составе принял к себе причт Троицкого собора (23).
В годы Великой Отечественной войны и после нее в здании церкви-часовни распола­гался хлебный магазин, затем — магазин уце­ненных товаров, в последнее время — магазин автозапчастей.
В наше время из монастырских храмов со­хранились церковь Преображения Господня и часовня «Троеручица», Казанская церковь была разобрана около 1949 г.
Первой настоятельницей монастыря указом Уфимской консистории 17 мая 1857 г. была на­значена монахиня Уфимского Благовещенско­го монастыря Иоанникия. Она управляла общи­ной до своей смерти 9 сентября 1861 г. (24).
11 октября 1861 г. указом консистории на­стоятельницей в троицкую общину была назна­чена монахиня Уфимского монастыря Магда­лина. По происхождению - дочь крестьянина из села Новотроицкого Мензелинского уезда Уфимской губернии, в миру - Евфимия Несте­рова, монашескую жизнь начала на 22-м году жизни в Бетькинской женской общине, продол­жила в Уфимском Благовещенском монастыре. 6 августа 1867 г. Преосвященным Митрофаном монахиня Магдалина была возведена в сан игу­мений с вручением жезла. В 1872 г. за свои тру­ды мать игумения высочайше была награжде­на наперсным крестом, а в 1876 г. — золотым крестом из кабинета императора (25).
В1883 г после 22-хлетнего управления мона­стырем и чрезвычайных трудов игумения Маг­далина по болезни уволилась на покой, остава­ясь в Казанском монастыре и работая Богу до смерти, которая последовала 3 декабря 1891 г. на 80-м году жизни (26).
Вместо игумений Магдалины настоятельницей была избрана монахиня Рафаила, ранее благочин­ная Казанского монастыря. 24 июня 1884 г. она была возведена в сан игумений. За устроение обители игумения Рафаила была награждена в 1888 г. наперсным крестом. В1894 г. по болезни уволилась на покой, 10 сентября того же года игумения тихо скончалась (27).
11 марта 1894 г. указом Оренбургской духов­ной консистории с утверждения Святейшего Синода управлять монастырем была назначена монахиня Феофания (Байкалова). Она поступи­ла в обитель в 1854 г. 9-ти лет, была пострижена в рясофор в 1871 г., а в мантию - в 1884 г., несла клиросное послушание, затем была казначеей монастыря. За труды по устройству и благоук-рашению монастыря игумения Феофания нео­днократно отмечалась наградами, в частности, трижды наперсным крестом (28).
В советские годы имя игумений Феофании встречается после подписей протоиереев Ген­надия Малкова, Александра Смирнова в уставе, анкетном листе Казанско-Богородицкой общи­ны в 1922 г. В дальнейшем фамилия игумений Феофании отмечается в списках лишенных из­бирательных прав в начале 30-х гг. (29).
В начале богослужения в монастыре совер­шались соборным духовенством: протоиереями Д. Озерецковским, В. Соколовым, Г. Аманацким. С1865 г. в монастырь был назначен причт из свя­щенника и диакона, имя первого священника не­известно. В1868 г. был определен священник Мат­вей Преображенский и диакон Ипполит Бобров. С1886 г. вторым священником в монастырь был назначен Михаил Емельянов (30).
С1898 г, и по 1927 г. монастырским священ­ником был протоиерей Геннадий Малков. Ген­надий Кузьмич Малков, сын крестьянина, ро­дился в 1872 г. в Куртамышской слободе Челя­бинского уезда. По окончании курса в Тоболь­ской духовной семинарии определен псалом­щиком-учителем в с. Писклово Челябинского уезда. В1895 г. рукоположен в сан диакона, за­тем священника к Введенской церкви пос. Хомутининского Троицкого уезда. В1898 г. о. Геннадий был перемещен вторым священником в Казанский женский монастырь г. Троицка, где и прослужил до его закрытия (31).
20 сентября 1937 г. протоиерей Малков был арестован как бывший священник, совершав­ший нелегальные богослужения. По постанов­лению Тройки УНКВД по Челябинской облас­ти от 4 ноября 1937 г., как и все его собратья-священники, был приговорен к высшей мере наказания, 16 ноября 1937 г. был расстрелян в г. Челябинске. Реабилитирован Прокуратурой Челябинской области 29 декабря 1990 г. (32).
Вторым монастырским священником в со­ветский период некоторое время служил про­тоиерей Александр Смирнов, в 1937 г. разде­ливший участь о. Геннадия Малкова.
Духовниками монастыря были также: в 1904-1905 гг. - иерей Павел Попов, в 1907-41917 гг. — протоиерей Николай Гонибесов.
В1996 г по ходатайству челябинского епар­хиального управления в Троицке была восста­новлена монашеская жизнь, настоятельницей монастыря была назначена монахиня Ксения (Кадомцева). Начались работы по возрожде­нию монастыря и храма Преображения.
В 2004 году на территории монастыря на­чалось строительство часовни «Живоносный источник».

Священники монастыря после его воссоздания:

  1. иерей Петр Крайнев - 1997-1998
  2. иерей Димитрий Кадомцев -1998-1999
  3. иеромонах Антоний (Бутин) - 2000-03 4- иерей Сергий Швалев - с 2002 г.

 

 

ПРИМЕЧАНИЯ

1. Архангельский И.И. Материалы для истории горо­да Троицка, - Т. IX. С 115.
2. Там же. С 116.
3. Чернавский Н. М. Указ. соч. С. 266.
4. Архангельский И. И. Указ. соч. С. 137.
5. Там же. С. 121.
6. Чернавский Н. М. Указ. соч. С. 268.
7. Архангельский И. И. Указ. соч. С. 122.
8. АОА г. Троицка. Ф. 425. Оп. 4. Д 25. Л. 21.
9. Арангеаский И. И. Указ. соч. С. 124. 10.ГАОО.Ф. ПЗ.Оп.9. Д20О7.Л.З.
11. Чернавский 11.М. Указ. соч. С. 269.
12. ГАОО. Ф. 173. Оп. 9. Д 2007. Л. 4.
13- АОА Тр. р-на. Ф. 161. Оп. 2. Д 93- Л. 33.
14. Там же. Л. 4,5.
15. ГАОО. Ф. 173. Оп. 5. Д 9558. Л. 72.
16. АОА г Троицка. Ф.425. Оп. 1. Д 54. Л. 125-127.
17. ГАСО. Ф-102. Оп. 1. Д 348. Л. 38.
18. Там же. Л. 2,2 об.
19. АОА Тр. р-на. Ф. 161. Оп. 2. Д. 93- Л. 23, 36-39.
20. АОА г. Троицка. Ф. 425. Оп. 1. Д 54. Л. 83.
21. АОА 1р. р-на. Ф. 161. Оп. 2. Д 93-Л. 46.
22. Там же. Л. 56-57.
23. АОА Тр. р-нхФ. 161 Оп. 2. Д 23. Л. 120.
24. Архангельский И. И. Указ. соч. С 117.
25. Чернявский Н. М. Указ. соч. С. 266.
26. Архангельский И. И. Указ. соч. С 118.
27. Чериакский Н. М. Указ. соч. С. 267.
28. ГАОО. Ф. 173. Оп. 9. Д 2007. Л. 10,11 об.
29. АОА г. Троицка. Ф. 20. Оп. 3. Д 48.
30. Архангельский И. И. Указ. соч. С. 121. 31.ГАОО. Ф. 173.0П.9.Д 1526. Л. 809 об.
32. Архив УФСБ России по Челябинской области. Д 19537. Т. 38. Л. 106,166,189.

 

 



Обновлено 11.02.2011 22:34
 
Запись на прием врачу

Актуальное видео


Праздники

Праздники сегодня