17 | 06 | 2019
Цирк и Сабантуй
Автор: http://up74.ru/rubricks/nauka-i-istorija/2014/07-ijul/cirk-i-sabantuj/   
31.07.2014 10:08

О троицких победах всемирно известного силача, особенностях Сабантуя в южноуральских степях и страстных лошадниках среди купцов и аристократии.

Продолжение. Начало в № 106. На сайте ЮП.

Вместе с Поддубным

Конечно, после гастролей в Киеве, Риге и обеих столицах Троицк казался захолустным городишком, особенно в период осенней распутицы. Но справедливости ради надо сказать, что тротуары в центре города, уже имевшего электрическое освещение, были мощены белокаменными плитами, а вот деревянных, из-за песчаного грунта, быстро впитывающего воду, не было вовсе.

Купцы 1-й гильдии М. Ф. Валеев (1868, дер. Старый Изюм Казанского у. — 1942, Казань) и М.-Г. А. Яушев (1864, Троицк — 1926, Ташкент), имевшие, в том числе и в Челябинске Торговые дома, первый — по ул. Уфимской (1911), второй — по Сибирской (1913), могли, конечно, подарить цирковому атлету дом… А что касается остального, приведем небольшую биографическую справку:

«Мукан (Кажымукан) Хаджимуканович Мунайтпасов родился 7 апреля, предположительно, 1883/86 г., в казахском ауле Караоткель Акмолинской области. С детства отличался незаурядной силой. В 1904 г. был принят в школу И. В. Лебедева (Петербург), где обучался цирковому искусству и классической борьбе. Выступать начал в 1908 г. под именем самурая Ямагато Муханура, побывал во многих городах России, в т. ч. неоднократно выступал на троицкой ярмарке, совершал турне по странам Южной Америки, Ближнего и Среднего Востока (под именем Кара-Мустафа). Участвовал в Международных чемпионатах в Париже, Варшаве, Харбине. Во время хаджа в Мекку и Медину стал абсолютным победителем борцовского турнира в Джидде, в котором участвовали 25 мусульманских атлетов из Азии и Африки.

После паломничества на святую землю его стали называть«Хаджи Мукан» или по-казахски — «Кажымукан». Впервые он выступил под этим псевдонимом в цирке братьев Никитиных в Саратове в 1912 г. В 1913 г. Кажымукан участвовал в нескольких крупнейших международных чемпионатах вместе с такими выдающимися представителями французской борьбы, как Иван Поддубный, Иван Заикин, Николай Вахтуров, Алекс Аберг. На многих из этих соревнованиях Кажымукан занимал призовые места.

Самый блестящий успех выпал на долю М. Мунайтпасова в конце 1913 г. на крупном международном турнире в г. Троицке. Он здесь 18 раз выходил на ковер и 18 раз ушел победителем. В числе побежденных Кажымуканом оказались: знаменитый немецкий спортсмен Вестергард Шмидт, сильнейший французский борец Фисури Колос, популярный эстонский силач Тигане, известный русский борец Петров. За абсолютную победу Мунайтпасову был присужден Первый приз.

С большим успехом выступал он в 1914, 1915, 1916 гг. Среди борцов, с которыми он встречался, были такие знаменитости того времени, как чемпион мира француз Лассартес, выдающиеся негритянские борцы Чемберс Ципс и Джо Моро, румын Чернояну и многие другие.Защищал спортивную честь России в Кабуле, Тегеране и других городах под именем «Кара Иван» («Черный Иван»). В 20-х гг. выступал по всей России, в том числе в Троицке. В 1927 г. ему было присвоено звание «Богатырь казахских степей». На денежные средства борца в годы Великой Отечественной войны был построен самолет-истребитель, воевавший на Ленинградском фронте. За это Кажымукан получил благодарственную телеграмму от И. Сталина. Что касается дома и жены, якобы подаренных ему Яушевым и Валеевым, то это, скорее всего, из серии легенд, которые всегда окружали цирковых. Первой супругой Мунайтпасова была цирковая артистка (наездница) Надежда Чепковская, которая после замужества приняла ислам и взяла мусульманское имя Фатима. Они познакомились в 1909 году в Риге, а не в Троицке, бракосочетались во время гастролей в Омске».

Праздник сабана

Впрочем, борьбой и лошадьми троичане могли полюбоваться не только в цирке. Правда, в том ином случае борьба была на поясах, а лошади (вернее — жокеи) состязались не в красоте выездки, а в бегах. Речь идет о таком традиционном для южноуральского города зрелищном празднике, как Сабантуй («сабан туе» или «праздник сабана»).

Организованно он начал отмечаться в Троицке не позднее 1882 г. В Троицке, по преданию, первоначально в качестве праздничного майдана использовались упомянутые «Гульная гора» или правобережье Увельки.

Начиная с довоенного времени сабантуй носит характер общегородского (с нач. XXI в. даже общероссийского, федерального) мероприятия. Но и прежде такие праздники отмечались совместно; вот как описывал их дореволюционный востоковед и путешественник Иван Петрович Пашино: «Между мусульманами толкутся также толпы русских фабричных и бесчисленное множество ребятишек… Окраины гор усеяны толпами умеренных любопытных, кибитками гостей и возами торгашей… невдалеке другая толпа окружает двух борющихся двенадцатилетних мальчишек, которые выбиваются из сил, не желая уронить себя пред этим собранием зрителей и, ободряемые криками джигитов, чуть не грызутся, и пот обильно выступает на плотном их теле».

Все заканчивается совместным чаепитием: «Везде пьют чай, мало того — в анбарах и сенях, наконец, на дворе, на чистом воздухе, и там чай, — с тою однако разницею, что бай с гостями-родственниками, привезшими богатые куштаначи, пьет на нарах, покрытых, персидскими коврами, с сахаром, медом, вареньем, баурсаком, куштили, кабартмой, сиропом, лимоном, чухонским (т. е. «финским» или сливочным. — Р. Г.) маслом и каймаком, а бедный купил себе на последнем базаре осьмушку (1/8 фунта = 50 грамм. — Р. Г.) кирпичного чаю, заварив его, за неимением самовара, в котле и попивает с медком, а может с кой-какими приложениями, но низшего сорта, на дворе пьют кучера и прислуга хозяев и гостей. В некоторых, так называемых анбарах-холодниках, начинает появляться пиво и довольно хмельное, которое, будучи запрещенным напитком, называется у них квасом, чтобы брать меньше греха на душу; иногда появляется и водочка (аракы), которую, как они говорят, приготовили для русских гостей, а если их застанут с рюмкой у рта, то оговариваются, что это не аракы, а арыш-маи (ржаное масло). Русские фабричные и соседские мужики, погулявши по знакомым, от татарского гостеприимства начинают ощупывать обеими руками, и даже подчас боками, крепки ли стены и заборы».

Страстные лошадники

С созданием «Троицкого мусульманского благотворительного общества» проведение Сабантуя перешло в его ведение. О масштабе празднества говорит то, что поступления на его устройство были самой крупной статьей доходов общества. На последнем дореволюционном Сабантуе, который прошел за два месяца до начала I Мировой войны (1914 г.) они составили 1427 руб. 54 коп.

С начала прошлого века эта своеобразная «татарская Олимпиада» стала проводиться на ипподроме «Общества поощрения коннозаводства» или, как еще его называли, «Троицкого общества охотников конского бега» (ТООКБ). Инициаторами создания общества — членами-учредителями выступили братья А.-В. А. и М.-Г. А. Яушевы, Д. В. Кузнецов, М. Я. Волков (член правления попечительного общества о доме трудолюбия в г. Троицке), М. О. Роецкий (присяжный поверенный), а также гг.Зарубин и Лебедев. Разрешение на учреждение ТООКБ из Главного управления государственного коннозаводства последовало 23.03.1901 г., при этом сам Главноуправляющий государственным коннозаводством, Великий князь Дмитрий Константинович (этот внук Николая I был известным любителем лошадей и большим женоненавистником), 8 ноября 1901 года был избран почетным членом Троицкого общества любителей конского бега. В силу обычаев того времени, на первом общем собрании членов ТООКБ (4.05.1901 г.) президентом Общества был выбран Оренбургский губернатор и Наказной атаман ОКВ генерал-лейтенант Яков Федорович Барабаш. Вице-президентом стал Ташкентский I-й гильдии купец Абдулвали Ахметжанович Яушев.

Избрание Абдулвали Яушева фактическим руководителем Общества свидетельствовало не только об его авторитете и богатстве, оно определялось тем, что Яушевы, повторимся, как и многие троичане, были страстными лошадниками, занимавшимися разведением породистых рысаков: Абдул Хакимжанович Яушев имел конный завод по разведению упряжных рысаков, братья Абдулвали, Мухамматшариф и Муллагали Ахмеджановичи Яушевы имели завод при заимке Подовинной, кроме того, у «Торгового Дома бр. Яушевых» при имении «Ферма» (Кособродская станица) был «Рысистый конный завод». По свидетельству современников, «братья Яушевы покупали ставки первоклассного завода Д. А. Расторгуева…». Для справки — купец 1-й гильдии, почетный гражданин Москвы Д. А. Расторгуев имел под Москвой известный на всю империю завод рысистых пород.

Рауф Гизатуллин

 
Новое в Троицком урбанисте

2019



Запись на прием врачу


Актуальное видео


Праздники

Праздники сегодня